Электронный сборник лучших игровых практик
Методический кейс эффективных механизмов адаптации детей раннего возраста
Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Необходимо систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка, этапы развития общения взрослого с ребенком, практическое применение этих знаний в условиях адаптации, диагностическая методика адаптационного профиля
Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость скорректировать организацию адаптационного периода с учетом иерархии потребностной структуры ребенка в условиях социализации. Следует сразу же пояснить, что иерархическая лестница применительно к данной проблеме предполагает последовательное расположение задач не в смысле их соподчинения, а в порядке очередности их решения при жестком условии: без успешного решения задач предыдущей ступени невозможно эффективное движение вверх.
К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах («Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях» / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А, Атанасовой-Буковой,— М,.1980), было выделено три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.
Период лёгкой адаптации длится 1 - 2 недели. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2 - 3-й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев.
Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут возникнутьфункциональные нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза.
Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей. Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.
Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем направлениям.
Видеоматериалы
Консультация для родителей: "Укусы насекомых"
воспитатель Жданова О.В.
https://vk.com/video571075520_456239173
Консультация для родителей: "Учим дружить"
воспитатель Рубцова А.Н.
https://vk.com/video571075520_456239174
Консультация для родителей:"Что читать детям 4-5 лет"
воспитатль Полякова С.Б.
https://vk.com/video571075520_456239189
Консультация для родителей "Играем пальчиками - развиваем речь"
воспитатель Роменская Т.М.
https://vk.com/video571075520_456239190
Консультация для родителей: "Безопасность детей в наших руках"
воспитатель рубцова А.Н.
https://vk.com/video571075520_456239175
Консультация для родителей: "Безопасноть детей- забота родителей!"
воспитатель рыгованова Т.Д.
https://vk.com/video571075520_456239176
Консультация для родителей:"Секреты воспитания вежливого ребёнка"
https://vk.com/video571075520_456239203
Консультация для родителей:"Заряд энергии и бодрости с самого утра"
https://vk.com/video571075520_456239204
Консультация для родителей "Чем занять ребенка дома", воспитатель Рыгованова Т.Д.
https://vk.com/video571075520_456239218
Консультация для родителей: "Значение театра в жизни ребенка", воспитатель Щекина Е.В.
https://vk.com/video571075520_456239217
Консультация для родителей на тему: Сказки, как важная часть жизни детей", воспитатель Рубцова А.Н.
https://vk.com/video571075520_456239216
Консультации
Консультация для родителей: "Труд в жизни ребенка" |
Консультация для родителей:"Формируем личность ребенка посредством мультфильмов" |
Виртуальная гостиная
Мы рады приветствовать Вас на страничке «Виртуальная гостиная»! Будем очень рады, если материалы, размещённые в ней, помогут Вам в работе и общении с детьми.
Наша главная задача — обеспечить возможность участия родителей в жизни ребенка в детском саду, не смотря на фактическую занятость на работе или непосещение ребенком детского сада вследствие болезни посредством создания единой системы использования информационных компьютерных технологий во взаимодействии ДОУ с семьей.